Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации

Положение о Научно-экспертном совете

Утверждено распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 апреля 2021 года № 40рп-СФ


I. Общие положения

1. Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Научно-экспертный совет) является постоянно действующим консультативным органом при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Совета Федерации).

2. Научно-экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решениями Совета палаты, Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, распоряжениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – распоряжения Председателя Совета Федерации), а также настоящим Положением.

3. Научно-экспертный совет рассматривает наиболее важные вопросы развития государства и общества, носящие комплексный и межотраслевой характер.

4. Научно-экспертный совет осуществляет свою деятельность открыто и гласно, информирует общественность о ее результатах.

II. Задачи Научно-экспертного совета

5. Основными задачами Научно-экспертного совета являются:

1) комплексная научно-экспертная оценка и прогнозирование перспектив общественно-политического, социально-экономического и культурного развития Российской Федерации, государств – участников Содружества Независимых Государств и государств – членов иных межгосударственных объединений (Евразийский экономический союз, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и другие);

2) научно-экспертная оценка приоритетных целей государственного развития, а также выработка предложений о средствах, способах и путях их достижения;

3) проведение научно-экспертного анализа возможных последствий реализации направлений государственной политики;

4) подготовка предложений по приоритетным направлениям законодательной деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы международного сотрудничества в рамках интеграционных объединений, в которых участвует Российская Федерация;

5) научно-экспертная оценка и прогнозирование последствий одобрения (отклонения) социально значимых законов, принятия иных нормативных правовых актов;

6) проведение оценки исследовательских и инновационных проектов;

7) содействие повышению авторитета Совета Федерации.

III. Функции Научно-экспертного совета

6. В соответствии с указанными в пункте 5 настоящего Положения задачами Научно-экспертный совет осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает Председателя Совета Федерации информацией и материалами, содержащими научно-экспертную оценку общественно-политических и социально-экономических процессов, проходящих в Российской Федерации, государствах – участниках Содружества Независимых Государств и государствах – членах иных межгосударственных объединений (Евразийский экономический союз, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и другие);

2) информирует Председателя Совета Федерации о новых научных изысканиях и достижениях в различных областях знаний;

3) обеспечивает Председателя Совета Федерации информацией и материалами по проектам социально значимых законов;

4) вносит Председателю Совета Федерации предложения о разработке проектов федеральных законов, в том числе с участием законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) изучает практику реализации межгосударственных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и в нормативно-правовую базу других межгосударственных объединений, в которых участвует Российская Федерация, а также изучает и анализирует опыт создания и функционирования межгосударственных объединений, в которые Российская Федерация не входит;

6) готовит рекомендации по повышению конкурентоспособности производимой государствами – участниками Содружества Независимых Государств продукции на мировом рынке;

7) готовит по определенной председателем Научно-экспертного совета тематике материалы, содержащие экспертную оценку последствий реализации актов, принятых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

8) осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями, консультативными и экспертными советами в рамках реализации своих задач и функций;

9) содействует укреплению связей Совета Федерации с научной общественностью, освещению деятельности Совета Федерации в научных публикациях и средствах массовой информации.

IV. Состав и структура Научно-экспертного совета

7. Научно-экспертный совет состоит из председателя Научно-экспертного совета, заместителя председателя Научно-экспертного совета, членов Научно-экспертного совета и ответственного секретаря Научно-экспертного совета, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах.

8. Председателем Научно-экспертного совета является Председатель Совета Федерации.

9. В состав Научно-экспертного совета входят сенаторы Российской Федерации, а также по согласованию представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций, в том числе институтов Российской академии наук, научно-экспертного и предпринимательского сообществ, образовательных организаций высшего образования, учреждений культуры, иных организаций. В состав Научно-экспертного совета могут входить сотрудники Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Аппарат Совета Федерации).

10. Ответственным секретарем Научно-экспертного совета назначается сотрудник Аппарата Совета Федерации.

11. Состав Научно-экспертного совета утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.

12. В заседаниях Научно-экспертного совета могут принимать участие независимые эксперты.

13. В соответствии с задачами и функциями Научно-экспертного совета из числа его членов, а также из числа независимых экспертов могут создаваться временные экспертные рабочие группы по направлениям деятельности Научно-экспертного совета (далее – временные экспертные рабочие группы).

14. Количество, состав и порядок деятельности временных экспертных рабочих групп утверждаются председателем Научно-экспертного совета. Координацию деятельности временных экспертных рабочих групп осуществляют члены Научно-экспертного совета по поручению председателя Научно-экспертного совета.

V. Организация деятельности Научно-экспертного совета

15. Научно-экспертный совет создается, реорганизуется и упраздняется распоряжениями Председателя Совета Федерации.

16. Положение о Научно-экспертном совете утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.

17. Заседания Научно-экспертного совета проводятся по мере необходимости.

18. Заседание Научно-экспертного совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа его членов.

19. Временные экспертные рабочие группы осуществляют деятельность между заседаниями Научно-экспертного совета.

20. Решения Научно-экспертного совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Научно-экспертного совета. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Научно-экспертного совета является решающим.

21. Решения Научно-экспертного совета носят рекомендательный характер.

22. Председатель Научно-экспертного совета:

1) осуществляет руководство деятельностью Научно-экспертного совета;

2) определяет основные направления деятельности Научно-экспертного совета и организует его работу;

3) созывает и проводит заседания Научно-экспертного совета;

4) подписывает решения Научно-экспертного совета;

5) взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями, консультативными и экспертными советами в рамках реализации задач и функций Научно-экспертного совета.

23. Заместитель председателя Научно-экспертного совета:

1) выполняет поручения председателя Научно-экспертного совета в рамках реализации задач и функций Научно-экспертного совета;

2) обеспечивает координацию деятельности Научно-экспертного совета, его временных экспертных рабочих групп;

3) координирует работу по подготовке заседаний Научно-экспертного совета;

4) координирует работу по подготовке проектов решений Научно-экспертного совета, представляет их председателю Научно-экспертного совета для утверждения и подписания;

5) вносит предложения председателю Научно-экспертного совета о введении в состав Научно-экспертного совета новых членов;

6) вносит предложения председателю Научно-экспертного совета о приоритетных направлениях научно-экспертного обеспечения деятельности Совета Федерации;

7) рассматривает предварительно перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях Научно-экспертного совета;

8) рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач и функций Научно-экспертного совета;

9) рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Научно-экспертного совета;

10) проводит по поручению председателя Научно-экспертного совета мероприятия Научно-экспертного совета;

11) обращается в комитеты Совета Федерации, экспертные советы при комитетах Совета Федерации с просьбой представить предложения для включения в перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях Научно-экспертного совета;

12) согласовывает подготовленный ответственным секретарем Научно-экспертного совета план подготовки заседания Научно-экспертного совета.

24. Ответственный секретарь Научно-экспертного совета:

1) обеспечивает организацию работы Научно-экспертного совета, готовит рабочие материалы к заседаниям Научно-экспертного совета, проекты решений Научно-экспертного совета, согласовывает их с заместителем председателя Научно-экспертного совета;

2) регулярно готовит информацию о деятельности Научно-экспертного совета;

3) обеспечивает взаимодействие Научно-экспертного совета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями, консультативными и экспертными советами;

4) запрашивает при необходимости в комитетах Совета Федерации, структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации материалы, необходимые для работы Научно-экспертного совета;

5) информирует по поручению председателя Научно-экспертного совета членов Научно-экспертного совета о месте и времени проведения заседаний Научно-экспертного совета, а также направляет им необходимые материалы;

6) готовит план подготовки заседания Научно-экспертного совета и направляет его на согласование заместителю председателя Научно-экспертного совета.

25. Член Научно-экспертного совета имеет право:

1) участвовать во всех формах деятельности Научно-экспертного совета;

2) вносить предложения, свободно выражать свои взгляды по вопросам, обсуждаемым Научно-экспертным советом;

3) вносить предложения председателю Научно-экспертного совета о приоритетных направлениях научно-экспертного обеспечения деятельности Совета Федерации;

4) пользоваться в установленном порядке информационными ресурсами Совета Федерации в рамках реализации задач и функций Научно-экспертного совета;

5) проводить по поручению председателя Научно-экспертного совета мероприятия Научно-экспертного совета.

26. Научно-экспертный совет взаимодействует в рамках реализации своих задач и функций с организациями, консультативными и экспертно-консультативными органами при Совете Федерации и при Председателе Совета Федерации, с комитетами Совета Федерации, экспертными советами при комитетах Совета Федерации.

27. Научно-экспертный совет может привлекать в установленном в Совете Федерации порядке для аналитических и экспертных работ научные организации, научных работников и иных специалистов.

28. Решения Научно-экспертного совета могут быть направлены в комитеты Совета Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Государственный Совет Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации.

29. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Научно-экспертного совета осуществляет Аппарат Совета Федерации. Координирует указанную работу Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.

30. Организация проведения заседания Научно-экспертного совета осуществляется на основе плана подготовки заседания Научно-экспертного совета, который утверждается Руководителем Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.