Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями

Положение

Утверждено распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 220рп-СФ с изменением, внесенным распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 148рп-СФ


Положение о Совете по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

I. Общие положения

1. Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет) является постоянно действующим экспертно-консультативным органом при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), созданным в целях совершенствования законодательного обеспечения государственной национальной политики Российской Федерации (далее — национальная политика) и политики государства в отношении религиозных объединений в Российской Федерации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Совета Федерации и решениями Совета палаты, Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, распоряжениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — распоряжения Председателя Совета Федерации), а также настоящим Положением.

II. Задачи Совета

3. Основными задачами Совета являются изучение вопросов законодательного регулирования национальной политики и взаимоотношений государства с религиозными объединениями, участие в совершенствовании законодательного обеспечения:

1) развития федеративных отношений;

2) защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе гарантий свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации;

3) национально-культурного развития народов Российской Федерации;

4) гарантий социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

5) деятельности общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий и религиозных объединений;

6) предупреждения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также предупреждения национальной, расовой, религиозной исключительности, нетерпимости, ненависти или вражды;

7) регулирования миграционных процессов, в том числе предупреждения незаконной миграции в Российскую Федерацию;

8) реализации демографической политики;

9) укрепления и развития институтов гражданского общества;

10) укрепления общественного согласия, достижения взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

III. Функции Совета

4. В соответствии с возложенными на него задачами Совет осуществляет следующие функции:

1) проводит мониторинг состояния законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области национальной политики и политики государства в отношении религиозных объединений, в том числе по вопросам противодействия религиозному экстремизму и разжиганию межнациональной розни, а также мониторинг правоприменительной практики в указанных сферах;

2) изучает опыт органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации национальной политики и практику взаимоотношений государства и религиозных объединений;

3) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательного обеспечения национальной политики и требующих правового урегулирования вопросов, связанных с взаимоотношениями государства и религиозных объединений;

4) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях национальной политики и взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации;

5) осуществляет экспертное рассмотрение проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в области национальной политики и в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации, а также участвует в разработке законопроектов по вопросам своей деятельности;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, в области реализации национальной политики и взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации;

7) готовит информацию для Совета Федерации, комитетов Совета Федерации, сенаторов Российской Федерации о состоянии и проблемах реализации национальной политики и взаимоотношений государства и религиозных объединений;

8) готовит предложения по проектам решений Совета Федерации, затрагивающих вопросы национальной политики и взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации;

9) участвует в подготовке и проведении парламентских слушаний, «круглых столов», конференций и иных мероприятий в Совете Федерации по вопросам своей деятельности;

10) проводит мониторинг освещения вопросов национальной политики и взаимоотношений государства и религиозных объединений в общероссийских, региональных и зарубежных средствах массовой информации;

11) проводит мониторинг деятельности общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по изучению вопросов национальной политики и взаимоотношений государства и религиозных объединений.

IV. Состав и структура Совета

5. Совет состоит из председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря Совета, членов Совета, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах.

6. В состав Совета входят сенаторы Российской Федерации, сотрудники Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Аппарат Совета Федерации), а также по согласованию представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, религиозных объединений, ученые и иные специалисты.

7. Председателем Совета является первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

8. Председатель Совета имеет трех заместителей, из которых один является сенатором Российской Федерации, двое — руководителями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Состав Совета утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.

10. Совет, председатель Совета могут создавать рабочие группы с привлечением ученых и иных специалистов.

V. Организация деятельности Совета

11. Совет создается, реорганизуется и упраздняется постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

12. Положение о Совете утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.

13. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

14. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета.

15. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим.

16. Решения Совета носят рекомендательный характер.

17. Работа Совета осуществляется на основании годового плана, утверждаемого на заседании Совета.

18. По итогам работы Совета за год готовится отчет, который утверждается председателем Совета.

19. Совет взаимодействует по вопросам своей деятельности с комитетами Совета Федерации, постоянно действующими экспертно-консультативными и консультативными органами при Совете Федерации и при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, религиозными объединениями, а также с научными и иными организациями.

20. Председатель Совета:

1) распределяет обязанности между заместителями председателя Совета и дает им поручения;

2) определяет основные направления деятельности Совета;

3) созывает и проводит заседания Совета;

4) представляет Совет при взаимодействии с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с общественными организациями, религиозными объединениями, научными и иными организациями и должностными лицами по вопросам деятельности Совета;

5) утверждает отчет о работе Совета за год.

21. Признать утратившим силу.

22. Заместители председателя Совета:

1) председательствуют в отсутствие председателя Совета и по его поручению на заседаниях Совета;

2) участвуют в подготовке заседаний Совета;

3) выполняют поручения председателя Совета, в том числе исполняют отдельные обязанности председателя Совета.

23. Ответственный секретарь Совета:

1) осуществляет организационное обеспечение работы Совета, готовит рабочие материалы к заседаниям Совета;

2) обеспечивает взаимодействие с комитетами Совета Федерации, структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации, руководством Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации по вопросам деятельности Совета.

24. Член Совета имеет право:

1) участвовать во всех формах деятельности Совета;

2) вносить предложения, свободно выражать свои взгляды по вопросам, обсуждаемым Советом;

3) пользоваться в установленном порядке информационными ресурсами Совета Федерации по вопросам деятельности Совета.

25. Совет может привлекать в установленном порядке для аналитических и экспертных работ, проводимых в соответствии с годовым планом работы Совета, научные организации, ученых и иных специалистов, в том числе на договорной основе.

26. Решения Совета могут направляться в Администрацию Президента Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, религиозные объединения, иным адресатам.

27. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.