Правительство одобрило пакет законопроектов об электронных трудовых книжках. Он предполагает переходный период в течение 2020 года, и уже с 2021 года будет осуществлен переход на возможность учета сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Между тем для тех, кто захочет сохранить бумажную трудовую книжку, такая возможность останется. Для этого работникам нужно будет лишь написать заявление.
В целом, это впервые в истории вводимые в трудовое законодательство элементы цифровой экономики. Согласно закону, все данные о сотруднике, в том числе, сведения о специальности, квалификации, его перемещениях внутри компании и между предприятиями, будут поступать от работодателя ежемесячно в систему персонифицированного учета.
«Безусловно, перевод трудовых книжек в «цифру» — это,
в первую очередь, удобство. Если, к примеру, бумажная трудовая книжка утеряна
или испорчена, то восстановить сведения из нее – крайне хлопотное,
тудозатратное дело, а порой и невозможное. С электронным носителем такой
проблемы уже не будет, сведения будут хранится в государственной базе данных», — прокомментировал член Совета Федерации Ростислав
Гольдштейн.
Гольдштейн
Ростислав ЭрнстовичВременно исполняющий обязанности Главы Республики Коми
Вместе с тем сенатор отметил, что важный аспект перехода на электронные трудовые книжки – обеспечение безопасности персональных данных гражданина. Ее государство должно предусмотреть в первую очередь.
«При надежной системе защиты данных цифровые трудовые книжки – очень полезное для работников нововведение, которое будет защищать их от недобросовестных работодателей. Сведения о необходимых платежах от работодателя будут формироваться автоматически. И можно будет просто и оперативно проконтролировать в электронном виде поступают ли за работника отчисления или нет. Пока что недоплаты в пенсионный фонд может установить только спецпроверка по настоянию работника», — подчеркнул Ростислав Гольдштейн.
В Минтруде сообщили, что помимо электронных трудовых книжек, с 2020 года работодателям и сотрудникам может стать доступен в электронном виде документооборот в целом. Средства на запуск этого проекта заложены в нацпрограмме «Цифровая экономика».
Отмечается, что параллельно ведется работа по внедрению электронного паспорта гражданина, пока известно лишь, что он будет представлять собою пластиковую карточку с чипом — на нее запишут личные данные гражданина. Кроме того, каждый сможет скачать приложение со всей информацией о паспорте на смартфон. Доступ к нему можно будет получить с помощью биометрии.