Профильный Комитет СФ проанализировал готовность регионов к пожароопасному сезону 2022 г.
В Совете Федерации состоялось совещание на тему «Готовность субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2022 года». Его провела член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева.
Талабаева
Людмила Заумовнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края
В режиме видеоконференции в обсуждении
приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Аноприенко, заместитель Министра
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий Илья Денисов,
руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников, более 100 представителей из 56 субъектов
Российской Федерации.
Наша цель — рассмотреть ход подготовки регионов к пожароопасному сезону текущего года и помочь им в решении проблемных вопросов
Людмила
Талабаева
сообщила, что мероприятие проводится во исполнение решения Совета по вопросам
развития лесного комплекса Российской Федерации при СФ под председательством
заместителя Председателя СФ Юрия
Воробьева.
Воробьев
Юрий Леонидовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области
«Наша цель — рассмотреть ход подготовки регионов к пожароопасному сезону текущего года и помочь им в решении проблемных вопросов.
Мы обобщили все предложения субъектов, передали в Министерство природных
ресурсов и экологии РФ для рассмотрения. После обработки включим их в итоговый документ совещания в форме
рекомендаций Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти и будем дальше по ним работать», — отметила законодатель.
По словам сенатора, лесные пожары являются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов Российской Федерации, в связи с чем проблема борьбы с ними становится все более злободневной. В 2021 г. на территории страны зарегистрировано более 15 тыс. природных пожаров на площади свыше 10 млн га. При этом режим ЧС в лесах муниципального характера вводился 68 раз в 23 субъектах Федерации, регионального характера – в 8 субъектах и межрегионального – в 52. По предварительным подсчетам, экономический ущерб от лесных пожаров в 2021 г. составил 10,6 млрд рублей. При этом на долю Дальнего Востока пришлось 90 проц. от этих территорий, большая часть – на Якутию: 8,1 млн гектаров. «На сегодняшний день вопросы обеспечения пожарной безопасности продолжают оставаться одними из важнейших в рамках государственной лесной политики», — подчеркнула Людмила Талабаева.
Сенатор обратила внимание, что за последнее время в профильное законодательство внесены кардинальные изменения, направленные на обеспечение эффективной координации действий различных ведомств и структур в целях профилактики и борьбы с лесными пожарами, а также повышения ответственности всех участников лесных отношений, включая граждан. Так, например, с января 2022 г. расширен спектр полномочий органов местного самоуправления в сфере пожарной безопасности – к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. Изменены требования к муниципальным правовым актам по пожарной безопасности, издаваемым на период особого противопожарного режима.
Парламентарий рассказала, что работа по совершенствованию законодательства в природоохранной сфере продолжается. Приняты два федеральных закона, которые разграничивают административную и уголовную ответственность за действия, которые привели к лесному пожару. Первым — вводятся понятия «значительного ущерба» и «крупного ущерба». В последнем случае дело переквалифицируется в уголовное. Значительным предлагается считать ущерб в размере 10 тыс. рублей, крупным — 50 тыс. рублей. Одновременно поправки вносятся и в КоАП РФ. Изменения разграничивают составы административных и уголовно наказуемых деяний, повлекших по неосторожности лесные пожары, и усиливают ответственность за их совершение, пояснила сенатор.
По словам Людмилы Талабаевой, анализ нормативной правовой базы, регламентирующей обеспечение противопожарного режима, показывает, что государство продолжает наращивать усилия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе за счет конкретизации обязанностей руководителей организаций, связанных с данным направлением. Кроме того, финансирование нужд лесного хозяйства обеспечивается в рамках Государственной программы РФ «Развитие лесного хозяйства».
Сенатор напомнила, что предоставление регионам субвенций из федерального бюджета на оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием осуществляется в рамках федерального проекта «Сохранение лесов», который внедрен в Госпрограмму. Законом о федеральном бюджете на 2022 г. на охрану лесов от пожаров цели предусмотрено 14,2 млрд рублей. Это на 8,2 млрд рублей больше, чем в 2021 г.
Вместе с тем, отметила Людмила Талабаева, основной причиной возникновения лесных пожаров является антропогенный фактор (в 66,7 проц. случаев возникновения возгораний). Кроме того, согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, по итогам 2021 г. выполнение профилактических и контрольно-надзорных мероприятий остается на низком уровне.
В ходе совещания были рассмотрены предварительные итоги подготовки к текущему пожароопасному сезону и меры, необходимые для обеспечения пожарной безопасности в лесах.
По итогам обсуждения его участники рекомендовали Правительству РФ внести изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, предусматривающие создание до начала пожароопасного сезона вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, установление требований по обновлению указанных минерализованных полос в случае введения на соответствующих территориях особого противопожарного режима, а также увеличение ширины минерализованной полосы до 1,4 метров на территориях, прилегающих к лесу с целью исключения перехода ландшафтных (природных) пожаров.
Профильным ведомствам предложено активизировать деятельность по координации и контролю субъектов РФ при реализации полномочий по охране лесов от пожаров, исключив случаи формального проведения проверочных мероприятий. Кроме этого важно обеспечить закрепление в нормативных правовых актах единых критериев установления границ зон контроля лесных пожаров и об их обязательном согласовании с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
Также требуется принять меры к повышению уровня противопожарного обустройства особо охраняемых природных территорий и оперативности борьбы с ландшафтными пожарами.
Федеральному агентству лесного хозяйство совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и МЧС России рекомендовано осуществлять постоянный мониторинг районов с высоким классом пожарной опасности в целях обеспечения безопасности населения и защиты населенных пунктов в пожароопасный сезон.
Субъектам Российской Федерации необходимо уделить особое внимание устранению недостатков, выявленных в ходе проверок готовности к пожароопасному сезону, руководителям регионов взять под личный контроль ход подготовки к пожароопасному сезону 2022 года.
В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федерального агентства лесного хозяйства.