Все новости

В. Матвиенко: У Совета Федерации и Правительства России сложилось открытое, динамичное и многоплановое сотрудничество

Председатель Совета Федерации провела ежегодное совещание со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.


Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
провела ежегодное совещание с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Сергеем Приходько со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. Тема мероприятия — «О приоритетных направлениях законодательной деятельности и задачах органов государственной власти Российской Федерации в 2017 году».

Валентина Матвиенко отметила, что в нынешнем году взаимодействие Совета Федерации с Правительством было организовано достаточно четко и оперативно и в целом носило деловой, конструктивный характер.

Выступление В. Матвиенко на ежегодном совещании Председателя СФ со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти

Председатель СФ напомнила, что в Послании Президента России Федеральному Собранию поставлены конкретные задачи, соответственно, необходимы совместные действия, в первую очередь, в области законодательства, по их реализации.

«В ближайшие дни Президентом должны быть утверждены Основы государственной политики регионального развития до 2025 года и соответствующий план мероприятий. При реализации этих документов мы должны думать не о том, как «для галочки» отчитаться и поскорее снять поручения с контроля. Региональная политика должна приводить к конкретным положительным результатам, которые гарантируют устойчивое развитие экономики и улучшение качества жизни наших граждан на всей территории страны», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

«У Совета Федерации и Правительства сложилось открытое, динамичное и многоплановое сотрудничество. Мы стали действовать более скоординировано на правовом поле», — заявила Председатель СФ. В качестве примера она назвала работу над законом о привлечении инвестиций в рыбную отрасль, предложения верхней палаты в сфере межбюджетных отношений, по продлению действия единого налога на вмененный доход, сотрудничество в работе над поправками к закону «об одном гектаре».

«Совершенствуется наше сотрудничество в рамках проведения «правительственных часов». Вырос содержательный уровень докладов руководителей органов исполнительной власти. Правительство стало быстрее и качественнее реагировать на оценки и предложения Совета Федерации. Продуктивнее стали проходить и Дни субъектов Российской Федерации. Выстроена четкая работа по подготовке итоговых постановлений палаты».

Вместе с тем, Валентина Матвиенко обратила внимание на ряд проблем, прежде всего, в области организации законодательного процесса. Речь идет о несвоевременном выпуске подзаконных актов, в частности, с переносом сроков вступления в силу положений закона об обращении с отходами. «Такой подход неприемлем», — подчеркнула Председатель СФ.

Она также высказала пожелание внимательнее подходить к подготовке текстов законопроектов, в которых, по ее словам, встречаются грубые ошибки. «Действия Правительства в сфере законотворчества нередко бывают непоследовательны. Одним законопроектом предлагается отменить имеющиеся льготы по региональным налогам, другим – наоборот, ввести дополнительные. Пример — налог на движимое имущество».

«Участились случаи, когда Правительство в ходе осенней сессии вносит в «пожарном» порядке проекты законов, которые должны вступить в действие прямо с начала следующего года. Или когда в востребованный, хороший законопроект «проталкиваются» ко второму чтению какие‑нибудь «контрпродуктивные» поправки».

С. Приходько
С. Рябухин
В. Рязанский и М. Щетинин
Ю. Воробьев
Ежегодное совещание Председателя СФ со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти
Н. Федоров
И. Мельников
В. Матвиенко и Н. Федоров
Д. Азаров
С. Рябухин
К. Косачев

С. Приходько

1 из 11

С. Рябухин

2 из 11

В. Рязанский и М. Щетинин

3 из 11

Ю. Воробьев

4 из 11

Ежегодное совещание Председателя СФ со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти

5 из 11

Н. Федоров

6 из 11

И. Мельников

7 из 11

В. Матвиенко и Н. Федоров

8 из 11

Д. Азаров

9 из 11

С. Рябухин

10 из 11

К. Косачев

11 из 11

«Нас не может удовлетворять ситуация и с внесенными в Государственную Думу региональными законопроектами, прошедшими Совет законодателей. Имеются случаи откровенного нарушения Правительством сроков предоставления официальных отзывов», — сказала Валентина Матвиенко.

Она затронула тему бюджета на 2017–2019 годы. «Свою позицию по концепции бюджета Совет Федерации изложил в специальном постановлении. Бюджет получился жестким. В этих условиях особенно актуален вопрос изыскания дополнительных поступлений как для федерального, так и для региональных бюджетов. Одним из шагов, на наш взгляд, должен стать рост акцизов на табак и табачную продукцию и установление акцизов на электронные сигареты и никотиносодержащие жидкости. Введение акцизов на так называемые вредные продукты. Конечно, эти меры могут дать реальный результат только в том случае, если не будет ускоренными темпами расти доля нелегальной продукции. А тенденции здесь неблагоприятные».

Председатель СФ подняла тему о ситуации на рынке алкогольной продукции, которое, по ее словам, остается крайне неблагоприятной. «Год назад мы говорили об отсутствии контроля за акцизными марками, о необходимости гармонизации ставок акцизных сборов в странах Таможенного союза, о деофшоризации предприятий отрасли. Практически тогда же Правительством была утверждена «дорожная карта». Считаю, что прошел достаточный период для подведения первых итогов».

Как отметила Валентина Матвиенко, далеко не все сделано в плане разгрузки региональных бюджетов. Речь идет о проблеме уплаты субъектами Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Председатель СФ также затронула вопрос о приграничном сотрудничестве. «Стоит задача создания на приграничных территориях новых точек роста, превращения их в опорные пункты для сотрудничества с сопредельными государствами».

Валентина Матвиенко проинформировала собравшихся, что 7 и 9 декабря на базе МГУ имени Ломоносова пройдет третий учебный семинар для членов Совета законодателей. «Этот формат взаимодействия позволяет региональным законодателям обсудить значимые вопросы с руководством парламента, членами Правительства, ведущими учеными и экспертами».

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Сергей Приходько назвал ежегодные декабрьские совещания «абсолютно рабочим форматом взаимодействия между исполнительной и законодательной властью».

«Ближайшие приоритеты законодательной деятельности будут непосредственно вытекать из задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию. Самое главное – ориентация на конкретные запросы людей по улучшению качества жизни, формированию благоприятной среды для реализации гражданских, творческих и предпринимательских инициатив», — отметил Сергей Приходько.

«Финансирование социальных обязательств и выполнение «майских указов» Президента будет обеспечено бюджетными ресурсами в первую очередь. Также запланировали значительные средства на поддержку регионов».

Сергей Приходько проинформировал, что Правительство завершает работу над планом долгосрочного развития города-курорта Кисловодска.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации также заверил, что в Правительстве очень внимательно относятся к предложениям парламентариев.

«От согласованности наших действий зависит качество и своевременность законов», — подчеркнул Сергей Приходько.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, говоря об актуальных вопросах законодательного процесса, отметил, что предстоит, прежде всего, оперативно организовать работу по законодательному обеспечению положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

«30 ноября Государственная Дума приняла решение об образовании рабочей группы по реализации положений ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию. Обозначенные Президентом задачи, в том числе по строительству новых школ в регионах, развитию санитарной авиации и ряд других позиций будут отражены в проекте бюджета к его второму чтению», — отметил Иван Мельников.

Среди законотворческих приоритетов первый вице-спикер Госдумы выделил продолжение работы над новой редакцией Гражданского кодекса. «Предполагается внести изменение в Федеральный закон о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека и свобод граждан, ввести запрет на создание иностранными НКО юридических лиц на территории РФ. Планируется внести изменение в Уголовный кодекс в части усиления ответственности в сфере государственного оборонного заказа. Продолжится работа по совершенствованию правоотношений в сфере закупок. Собираемся принять закон о почтовой связи».

По словам депутата, на сегодняшний день на рассмотрении Государственной Думы находятся около 300 проектов законов, внесенных Правительством. Они лягут в основу Программы законопроектной работы палаты.

В то же время Иван Мельников обратил внимание на большое количество неразработанных Правительством подзаконных актов, необходимых для реализации некоторых законов, принятых еще в 2014–2015 годах. «Их 1293. Это большая проблема, которую нужно решать», — сказал вице-спикер ГосДумы.

Он также проинформировал об изменениях в структуре Государственной Думы, в которой создано 26 комитетов вместо 30 в прошлом созыве нижней палаты парламента. «Потребуется перенастройка взаимодействия с Советом Федерации, органами исполнительной власти». Депутат рассказал, что нижняя палата парламента приняла Постановление по изменению Регламента Государственной Думы, в соответствии с которым, проекты законов, вносимые Советом Федерации, будут рассматриваться в первоочередном порядке — наряду с законопроектами, вносимыми Президентом РФ и Правительством РФ.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
рассказал о принятии законодательных мер по декриминализации рынка алкогольной и табачной продукции. По его словам, восемьдесят процентов «дорожной карты» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке уже выполнено. Предусмотренные меры дали заметный эффект – доходы от акцизов на алкогольную продукцию за десять месяцев 2016 года увеличились на 43,2 миллиарда рублей, поступления от продажи крепкого алкоголя увеличились на двадцать шесть процентов.

«Мы подготовили законопроект об усилении уголовной ответственности за подделку акцизных и федеральных специальных марок, уже получен положительный отзыв Верховного суда и Министерства юстиции», — сказал Сергей Рябухин. Сенатор предложил распространить положительный опыт совместной работы по внедрению единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и на производство и продажу табачной продукции. «Рынок нелегальной табачной продукции растет, сегодня каждая восьмая торговая точка продает нелегально сигареты и папиросы».

Важная проблема – отсутствие надлежащего контроля за производством и оборотом медицинского спирта, сказал парламентарий. Продолжает расти потребление в качестве алкоголя парфюмерной и медицинской спиртосодержащей продукции. «Рынок таких жидкостей «двойного назначения» составляет около двадцати процентов. По экспоненте нарастает торговля алкоголем через интернет, которая запрещена законом. Необходимо срочно создать досудебную процедуру блокировки интернет-сайтов, распространяющих алкогольную продукцию».

Статс-секретарь – заместитель Министра финансов России Юрий Зубарев доложил о подготовке комплекса мероприятий по внедрению ЕГАИС при производстве и продаже табачной продукции. Ведомство поддерживает предложения по усилению ответственности за преступления в сфере торговли алкогольной и табачной продукции, в том числе за подделку акцизных марок и продажу нелегального алкоголя через интернет.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев Журавлев
Николай Андреевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
Журавлев Николай Андреевич
рассказал о мерах, необходимых для обеспечения правоприменения Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

По словам сенатора, для ряда положений закона «о коллекторах» был предусмотрен «переходный период» сроком до 1 января 2017 г. в связи с необходимостью принятия сопутствующих нормативных актов, в которых были бы определены уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по ведению государственного реестра и осуществлению контроля за деятельностью организаций, занимающихся взысканием, механизмы его работы, решены другие практические вопросы реализации.

«Наша совместная задача – обеспечить своевременное принятие и вступление в силу всех нормативных актов. Для этого необходимы Указ Президента, соответствующее Постановление Правительства, другие нормативные акты для обеспечения полноценной реализации закона с 1 января 2017 года. В противном случае ни один профессиональный взыскатель не сможет попасть в реестр и, соответственно, осуществлять свою деятельность, рынок будет заблокирован уже через месяц».

Сенатор проинформировал, что 22 ноября был направлен парламентский запрос в Правительство РФ о ходе подготовки нормативных актов. Николай Журавлев обратился к профильным министерствам и ведомствам с просьбой максимально оперативно урегулировать все вопросы, связанные с полноценной реализацией положений закона.

В свою очередь статс-секретарь — заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов заявил о готовности своевременного принятия всех необходимых нормативных актов. По его словам, между ведомствами пока не урегулирован вопрос по выделению дополнительных бюджетных ассигнований, связных с решением прописанных в законе задач.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, учитывая важность и злободневность данного закона, попросила заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства РФ Сергея Приходько взять под личный контроль вопросы, связанные с принятием нормативных актов, необходимых для реализации закона. «Этот закон крайне важен, он востребован обществом, оперативно разработан и принят законодателями во взаимодействии с Правительством. Необходимо, чтобы он начал работать в полном объеме, как это было решено, с 1 января 2017 года».

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова Бокова
Людмила Николаевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области
Бокова Людмила Николаевна
, выступая по вопросу совершенствования правового регулирования отношений в области обработки и защиты персональных данных, напомнила о поставленной Президентом в Послании Федеральному Собранию задаче запуска системы развития цифровой экономики в стране.

Парламентарий обратила внимание на возрастающую киберугрозу и необходимость усилить защиту персональных данных российских интернет-пользователей. «Крупнейшими обладателями персональных данных являются операторы связи, социальные сети, компании-владельцы почтовых сервисов, компании интернет-торговли и т. д. Ни одна из них не может гарантировать пользователям их конфиденциальность», — подчеркнула сенатор.

По словам законодателя, с 2014 по 2016 гг. число попыток «слива» информации сотрудниками российских компаний выросло на 17 %. При этом в 31% случаев речь идет об умышленной краже информации. Она также отметила, что наибольший объем записей — более 45 млн. персональных данных — было украдено у компаний высокотехнологичного сектора, включая интернет-сервисы и веб-порталы.

Кроме того, отметила Людмила Бокова, при консолидации в холдинги компании, получая колоссальный объем персональных данных, приобретают больше рычагов влияния на пользователя. «Никто не может гарантировать, что персональные данные не будут использовать против самих пользователей». Сенатор сослалась на ст. 23 и 24 Конституции РФ, она напомнила, что обеспечение защиты приватной информации в интернете — это задача государства.

«Необходимо на законодательном уровне ввести ограничения для частных компаний в типах и объемах хранения персональных данных пользователей с целью защиты граждан от возможности их несанкционированного использования и обеспечения защиты конфиденциальности», — сказала парламентарий. Людмила Бокова призвала коллег рассмотреть мировую практику развития антимонопольного законодательства и вывести Россию на лидирующие позиции в плане защиты персональных данных граждан.

По словам заместителя Министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Соколова, Министерство готово к активному взаимодействию с парламентом по вопросам законодательного регулирования всего комплекса обозначенных вопросов, связанных с обработкой и хранением персональной информации. «Соответствующую работу мы проводим совместно с заинтересованными ведомствами, наши предложения будут готовы к первой половине следующего года», — отметил замминистра.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев Косачев
Константин Иосифович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл
Косачев Константин Иосифович
рассказал о проекте Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». Документ принят в первом чтении Государственной Думой в 2010 году. В 2016 году СФ инициировал возобновление работы над законопроектом. Он призвал Государственную Думу ускорить рассмотрение законопроекта.

Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Олег Фомичев заверил, что ведомство готово разработать необходимые для этого документа подзаконные акты в максимально сжатые сроки.

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Виктор Рогоцкий Рогоцкий
Виктор Викторович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ярославской области
Рогоцкий Виктор Викторович
и статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговля Виктор Евтухов проинформировали о мерах по противодействию ввозу, незаконному производству и обороту контрафактной продукции.

Первый заместитель Председателя СФ Николай Федоров Федоров
Николай Васильевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики
Федоров Николай Васильевич
проинформировал, что количество проектов законодательных инициатив, направляемых регионами в Совет законодателей для получения предварительного экспертного заключения, ежегодно растет. В 2013 году направлено 40 законопроектов, в 2014 – около 160, в 2015 – более 180. За весь период работы Совета законодателей по состоянию на 28 ноября 2016 года на рассмотрение поступило 550 проектов законодательных инициатив.

 «Из них в Государственную Думу внесены 160 законопроектов, а законами стали всего 11», — указал Николай Федоров. Он предложил для повышения эффективности законодательного процесса и качества законопроектов, разрабатываемых региональными законодателями, разработать механизм получения по ним предварительной позиции Правительства, профильных министерств.

Первый вице-спикер СФ также обратил внимание представителей Правительства на необходимость более оперативно рассматривать и давать официальные отзывы на законопроекты, поступающие из Государственной Думы. «Законодательная и исполнительная ветви неразрывно связаны. Поэтому надеемся, что наше сотрудничество будет плодотворным и гармоничным», — сказал Николай Федоров.

Председатель Саратовской областной Думы Владимир Капкаев поделился опытом по совершенствованию работы по рассмотрению региональных законодательных инициатив федеральными органами государственной власти на примере Саратовской области. По его словам, одна из наиболее актуальных проблем для законодательных собраний регионов при разработке законодательных инициатив – подготовка финансово-экономического обоснования для предложений, которые требуют бюджетного финансирования, из‑за отсутствия необходимых данных по всем регионам.