На минувшей неделе в рамках деловой программы Дня Чувашской Республики на ВДНХ состоялся круглый стол Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры «Развитие автотуризма в России: Чувашская Республика и регионы Поволжья как территории для внедрения пилотного проекта». В ходе дискуссии у меня возникли мысли о том, что для достижения наибольших результатов в индустрии гостеприимства Чувашии было бы целесообразно гармонично соединить проекты автотуризма с агротуризмом. И вот почему.
Признайтесь, кто из нас не хотел бы пусть ненадолго, но отдохнуть от «неволи душных городов», вернуться к земле? Просыпаться с первыми петухами, пополоть грядки, поколоть дрова, собирать ягодки, наслаждаться тишиной, вкусной и полезной деревенской едой, может быть, даже из русской печи…Думаю, немало найдется среди вас, дорогие читатели, тех, кто ответит на этот вопрос утвердительно. Именно поэтому агротуризм является весьма перспективным направлением, или, как сейчас модно говорить, трендом.
По оценке Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), из 700 млн. человек, ежегодно совершающих путешествия, 20–30 процентов выбирают сельский туризм, обеспечивая около четверти дохода глобальной туриндустрии. Целевая аудитория такого «нового» туризма – житель мегаполиса, просвещенный и обеспеченный, чтобы задумываться об экологии, здоровом образе жизни и правильном питании.
В Европе агротуризм развивается уже более полувека и приносит владельцам гостевых домов хороший доход. Число ферм с мини-отелями насчитывает десятки тысяч в каждой стране. И в одной Великобритании перевалило за 100 тысяч. Мы же в России пока еще делаем первые и порой очень неуверенные шаги.
Одной из насущных проблем является транспортная доступность. Туроператоры жалуются: есть в стране замечательные гостевые дома, но к ним на машине не подъедешь, только на телеге – и то не всегда.
Агротуризм тоже требует инвестиций. Конечно, есть экстремалы, которые любят забираться в глушь без всяких признаков цивилизации. Но таких очень немного. Поэтому нужны добротные благоустроенные дома с удобствами, с высокоскоростным Интернетом. Нужна современная социальная инфраструктура. Словом, необходим сервис высокого уровня. Все это требует средств – и немалых. Поэтому не обойтись без помощи государства в реализации таких начинаний и без специальных льготных кредитных продуктов для поддержки агротуризма.
Чувашия – аграрно-индустриальная республика с неплохо развитой сельской инфраструктурой: газифицированы населенные пункты, к которым проложены дороги с твердым покрытием, даже в глубинке обеспечен доступ в Интернет. Но, полагаю, необходимо реанимировать свернутые после 2010 года республиканские проекты: строительство уличной дорожной сети и обеспечение качественной питьевой водой жителей республики, в том числе задействовав для этого непонятно почему замороженное огромное Шемуршинское водохранилище.
Моя Родина находится на перекрестке цивилизаций – и нам есть что показать гостям. На уникальное культурное многообразие республики не раз обращал внимание и Президент России. Так, на совещании по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в феврале 2004 года, которое прошло в Чувашском государственном академическом драматическом театре, Владимир Путин подчеркнул: «Чувашия являет собой очень хороший пример, поскольку здесь не только чисто формально, юридически создана хорошая основа для взаимодействия между представителями различных конфессий, между людьми разных национальностей. Работают различные объединения, организации, которые поддерживаются Президентом республики, его администрацией. Здесь в реалиях функционирует все то, чего мы должны добиваться и в других регионах Российской Федерации. Все делается для того, чтобы люди могли в полном объеме культивировать и свою религию, могли не просто гордиться, а развивать народное искусство. Мы только что посмотрели на национальные костюмы, которые нам юноши и девушки представили в холле. Должен сказать, что это удивительный сплав, это наше богатство. Мы должны сделать все для того, чтобы его сохранить и развивать».
По республике разбросаны чувашские, татарские, мордовские, русские деревни, каждая по‑своему привлекательна и интересна – везде свой быт, свои яркие культурные особенности. Плюс к тому – красоты природы, волжские пейзажи, уникальная кухня, драгоценное «зеленое золото»… Словом, главное – уметь выгодно и грамотно воспользоваться всеми нашими преимуществами.
Кстати, о чувашском хмеле. В Ипатьевском списке Повести временных лет сохранился рассказ о том, как великий киевский князь Владимир заключал с Волжской Булгарией мирный договор до тех пор, «егда камень начнет плавати, а хмель хрязнути». Когда камень начнет плавать, а хмель тонуть – то есть на веки вечные. По преданию, это образное выражение употребил правитель Волжской Булгарии. Что говорит о том, насколько заметную роль играл хмель в жизни наших предков.
Между прочим, могу лично засвидетельствовать, все президенты России – Ельцин, Путин, Медведев – и многие другие высокопоставленные гости республики всегда с большим удовольствием дегустировали чувашское пиво, особым образом приготовленное по очень древнему рецепту и к тому же безалкогольное – такое нигде больше не варят, только в Чувашии! – и по достоинству оценили богатый насыщенный вкус напитка. А Борис Николаевич и Владимир Владимирович стали счастливыми обладателями удивительно вкусно освежающих помещение ароматных подушечек, плотно наполненных светло-зелеными шишечками хмеля. Кстати, по просьбе Ельцина и Путина я каждый год в сентябре привозил им эти изделия чувашских мастериц. Спишь на таких подушечках спокойно и видишь исключительно позитивные сны. Поэтому агротуризм Чувашии требует государственного внимания к развитию хмелеводства.
Надо признать, что встречается в большой бочке чувашского меда и ложка дегтя. На одном из сайтов прочитал рассказ. В гостевой дом к хозяевам приезжали друзья и знакомые – отдохнуть, порыбачить, поесть свежих деревенских продуктов. Узнав об этих прелестях из Интернета, вдруг нагрянули гости из другого региона. Не просто так, а предложили за хорошие деньги организовать им отдых. И получили холодный прием в ответ. Потому что, мол, хлопотно это. При этом автор публикации делает вывод: агротуризм – продукт невыгодный, бесперспективный, только для своих.
Хотелось бы в ответ на это возразить: индустрии туризма нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Понятно, почему так некоторые хозяева, как описано выше, рассуждают: приехали к тебе гости, развлекаются, тратят деньги направо и налево, а ты им готовь, убирай, ублажай их. Но ведь их отдых – это твоя работа, твой бизнес! Один турист, как известно, создает пять рабочих мест. Это крайне важно, особенно в сельской местности.
И не нужно изобретать велосипед. Кроме разнообразной мировой практики у нас есть и бесценный опыт легендарного Аркадия Павловича Айдака. Мне посчастливилось долгие годы дружить с ним и даже в бытность министром сельском хозяйства России 3 июня 2012 года незадолго до его 75-летия лично вручить выдающемуся сыну чувашской земли высшую награду Минсельхоза РФ – золотую медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса».
В драгоценном наследии Аркадия Павловича помимо известных сельскохозяйственных и экологических достижений особое место занимает успешно воплощенная в жизнь концепция агротуризма с этническим колоритом. Айдак создал не имевший в Советском Союзе аналогов музей натурального хозяйства чувашского крестьянина. Его экспозиция вызывала у многочисленных гостей интерес к обычной, повседневной жизни наших прадедов: что они ели и пили, какую одежду носили, как работали и как отдыхали. Такое гармоничное сочетание хлеба насущного и пищи духовной как раз и рождает уникальную, неповторимую атмосферу сельской жизни. Которую мудрый Цицерон совершенно справедливо считал самой честной и самой счастливой.