Блоги сенаторов

Все записи блога Федоров Николай Васильевич Федоров
Николай Васильевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Вертикаль о двух концах

Конец 1991 – начало 1992 года. Советский Союз прекратил существование, Россия суверенна. А денег у нее нет! Не только для «тихих» бюджетников, но и для милиционеров и военных. Ситуация из разряда «спасайся кто как может». Но почему при этом в новом государстве не продолжился процесс распада, как в СССР? Что не дало погрузиться стране в «махновщину», хотя предпосылки были?

Есть ответ: местные власти. Сформированные через свободные и конкурентные выборы еще в 1990 году. Под лозунгом «Вся власть советам!». Я сам выступал под этим лозунгом, когда баллотировался в народные депутаты СССР. Эта власть, эти органы местного самоуправления под свою ответственность администрировали частный бизнес, не препятствовали челночникам, организовывали бартеры, вводили налоги и неприятные ограничения для движения продукции между регионами, устанавливали свои «законы». Органы местного самоуправления, можно сказать, по природе происхождения понимали, что в ответе за людей, доверивших им власть. И взяли ответственность на себя. То же в полной мере относилось и к властям субъектов Российской Федерации.

Были перегибы? Конечно, сколько угодно! И на местном уровне, и на федеральном. И единого законодательного поля и под федерацию, и под рынок еще не было (В скобках замечу: напусти сегодняшних силовиков на тогдашних глав и мэров – почти на каждого завели бы уголовные дела).

Теперь и законы есть, и силовики в порядке, и власть на всех уровнях чувствует себя, можно сказать, уверенно. Только ощущение это кроется в «вертикали власти» – в понятии не правовом, а административно-политическом. А Президент, считают, отвечает за всё, вплоть до установки новогодней елки или ремонта сельской дороги где угодно. Многим такой патернализм в России нравится. Им и свобода не нужна, ведь она требует от них ответственности. Но подобная формула власти развращает общественное сознание, деформирует конституционные полномочия и ответственность должностных лиц. И никто не посчитал потери страны и общества от такой системы управления: сколько недополучено благ для граждан в результате «связывания» инициативы, творчества, вдохновения, превращения людей в простых исполнителей.

А впереди у государства для обеспечения этой «вертикали власти» денег будет меньше, бюджет — дефицитнее, а проблем у субъектов Федерации больше. Санкции не снимут еще долго. Пропагандой ура-патриотизма ухудшение жизни внизу не компенсировать. «Вертикаль власти», даже кажущаяся сегодня эффективной при огромных финансовых возможностях наверху, не сработает при их отсутствии.

Необходимо, чтобы субъекты Федерации, местные органы получили свои бюджетно-налоговые стимулы, мотивацию, включили инициативу и начали самостоятельно действовать. Но судя по сегодняшней общественной атмосфере — не включат: и страх сидит, и средств в бюджетах не хватает, и реальные полномочия отсутствуют.

При этом власть и на местах, и в субъектах Федерации не воспринимается людьми как своя – а как нижний конец вертикали. Местные депутаты – декорация, практически никаких способов для влияния на органы власти у себя в муниципалитете не имеют. Они не только не партнеры по власти – они просто ни за что не отвечают…

Пока не поздно, надо начинать разрабатывать варианты оптимизации государственного устройства, обеспечивающие реальные полномочия субъектов РФ, самостоятельность и наличие собственных доходов при их реализации, подлинное местное самоуправление с должной ответственностью всех уровней власти перед законом и населением. Россия сегодняшняя нуждается в этом не менее, а скорее даже более, чем в реформах Александра II когда‑то. А законодателям стоит чаще оживлять в памяти Валдайский призыв Президента Путина: «Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита».

Продолжение следует…